В одной из школ Днепропетровской области апробируют новую программу по формированию навыков XXI века
Программу разработала для 12-летней школы международная команда ученых на базе Университета Эмори (США) при поддержке Лауреата Нобелевской премии мира Далай-ламы XIV. Основы нового метода — развитие “soft skills” — “мягких навыков” вроде умения удерживать внимание, системно, креативно и критически мыслить, сочувствовать, работать в команде.
Среди других инноваций программы — воспитание устойчивости к неурядицам и работа с психологическими травмами, что актуально для страны в состоянии войны. Презентация проекта и набор школ-участниц стартует 7-9 июля на V Национальной (не) конференции EdCamp Ukraine, на которую уже традиционно съедутся около тысячи педагогов со всей Украины и еще 20 стран мира. Нынешний лозунг национального события EdCamp Ukraine — “Хороший человек. Взращиваем в Украине”. Перед стартом программы SEE Learning в Украине Далай-лама XIV обратится к украинскому педагогическому сообществу — видео покажут участникам и участницам (не)конференции.
Social, Emotional and Ethical Learning считается результатом развития идей социально-эмоционального обучения (Social and Emotional Learning), которое разработал известный американский психолог, писатель и научный журналист The New York Times Дэниел Гоулман. Разработкой SEL занимались в Йельском университете (Нью-Хейвен, Коннектикут, США) и Иллинойском университете в Чикаго (Иллинойс, США). Результаты 18 лет внедрения этого метода таковы: среди 270 000 школьников академическая успеваемость улучшилась на 11%, драки и буллинг стали реже на 10%. SEE Learning разрабатывали ученые Университета Эмори с консультациями от Гоулмана, и сам ученый видит в этом прогресс его идей: “Я бы назвал SEE Learning “SEL 2.0”, показывая путь к будущему направлению этого критически важного учебного подхода”, — говорит американец.
Авторы SEE Learning предлагают в своей программе пять инноваций: воспитание в ребенке сочувствия, других общечеловеческих ценностей и в целом “эмоционального интеллекта”; методы тренировки внимания; внедрение “системного мышления” на всех уровнях образования; особый подход с учетом травм и развитие устойчивости; конструктивистская педагогика, сфокусирована на ученичестве.
Программу представили лишь 4 апреля этого года на международном форуме в Дели. Но ее уже с 2017 года используют более 500 учителей и учительниц в США, странах Европы и в Индии. В Украине SEE Learning сейчас испытывают в двух частных школах: Лико-школа и DEC School в Киеве, но сегодня заинтересованных программой учебных заведений больше. “Уже сейчас у нас 100 желающих среди учительства из разных регионов, — рассказывает советник Министерки образования и науки Украины, основатель и вдохновитель движения EdCamp Ukraine Александр Элькин. — Но мы еще даже не объявили о наборе школ для “пилота”.
Какие школы войдут в 25 учебных заведений проекта, решат в рамках конкурсного отбора после Национальной (не)конференции EdCamp Ukraine 2019 в Харькове. Но принцип такой: один регион — одна школа. Впоследствии эти школы станут фундаментом для дальнейшего внедрения SEE Learning. В обучении педагогов формированию у детей навыков XXI века, что является основой программы, заинтересованы и в МОН. Благодаря гибкости программы ее можно использовать как отдельный предмет, так и в процессе других уроков или на внеклассных занятиях, то есть применение программы никоим образом не нарушит учебный процесс, наоборот — даст ученикам и ученицам новые навыки и будет способствовать улучшению знаний и в целом обстановки в школе, уверены в EdCamp Ukraine. Также планируется дополнить учебные материалы лучшими украинскими достижениями по теме.
“Это 20-40-минутные занятия, разделенные на семь разделов. Для каждой возрастной группы уже создано более 40 уроков, которых хватит на год-два работы. Они содержат четкие методические инструкции и простые, иногда игровые, задания для класса, на подготовку к которым педагогу нужно меньше получаса, — рассказывает Александр Элькин. — Наша цель — перевести эти материалы на украинский. Однако, уже на (не)конференции в июле мы получим заявки для участия в проекте от учительства. В августе завершится отбор, а осенью начнется обучение педагогов”. На (не)конференции методику продемонстрируют на открытых уроках с учениками и ученицами 8 класса — этот традиционный для (не)конференции EdCamp Ukraine формат позволяет получить обратную связь от детей, услышать их впечатления и мысли. А еще на (не)конференции EdCamp Ukraine подпишет официальный меморандум о сотрудничестве с Университетом Эмори.
“Что это даст детям? Навыки и качества, необходимые в XXI веке, — утверждает советник Министерки образования и науки Украины. — Меньше эгоизма и больше ответственности для будущего поколения, умение работать в команде, понимать других людей и самих себя. То есть это воспитание хорошего человека. Именно этому посвящена и нынешняя национальная (не) конференция”.
Перед стартом программы к украинским первопроходцам SEE Learning обратился Далай Лама XIV: “Я очень впечатлен и тронут, и очень ценю, что в Украине есть такие люди в образовании, которые думают реалистично, — признается лауреат Нобелевской премии мира. — Многие проблемы, по моему мнению, возникают из-за неправильного восприятия, заблуждения, недостаточного знание реальности. Образование, настоящее реалистичное образование очень помогает развить более реалистичный подход. Но, что должно быть неотъемлемым аспектом образования: как справляться со своими эмоциями, как развить внутренний покой”. Полностью его обращение покажут на национальной (не)конференции.
Cайт программы SEE Learning, веб-страница (не) конференции для школьных педагогов EdCamp Ukraine 2019